– Эльвира Фаритовна, что сейчас из себя представляет первый филиал снежинской Городской библиотеки и почему ему необходима модернизация?

– Филиал №1 у нас расположен вдали от центра Снежинска. Там располагается малоэтажная застройка и частный сектор. В последнее время этот микрорайон активно развивается, строятся новые дома, открываются детские сады, заезжают молодые семьи с детьми. Соответственно, такому быстрорастущему современному району необходима и современная библиотека. Мы выбрали этот филиал, потому что на сегодняшний момент он уже является центром притяжения культурной и интеллектуальной жизни этого микрорайона.

 Мы обслуживаем читателей разных возрастных категорий: это и дети дошкольного возраста, школьники, люди с ограниченными возможностями здоровья. Это и дети, потому что рядом – коррекционная школа. Это и работающее население, пожилые люди и наши постоянные читатели, которые принимают активное участие в жизни филиала. Могу сказать, что уже сейчас на базе филиала создано пространство для творчества, для литературных встреч. Это место, которое объединяет людей, увлечённых общей темой.

 Конечно, одних только усилий сотрудников филиала недостаточно. Необходимы кардинальные перемены, которые коснутся как внешнего пространства, так и внутреннего смыслового наполнения. В связи с этим выбор пал на филиал №1 МБУ Городская библиотека.

– Ваш проект модернизации набрал в конкурсном отборе 198 баллов из 200 возможных. Что потребовалось для подачи заявки, и как вам удалось получить такие высокие баллы?

– Во-первых, это результат командной работы. В неё были вовлечены все – и специалисты нашего учреждения, и специалисты муниципальных организаций, а также руководитель ремонтно-хозяйственного предприятия. Большую консультационную помощь оказывали сотрудники методического отдела Челябинской областной универсальной научной библиотеки.

 Важную роль играет тщательная проработка каждого документа, который прилагается к заявке на участие. Это и сама анкета со ссылками на документы, и дорожная карта, в которой подробно расписаны все этапы и сроки выполнения работ, план мероприятий и стоимость оказания услуг. Очень много времени было потрачено на написание концепции модернизации филиала, потому что это тоже огромнейшая работа, большой труд, который включает в себя сразу несколько блоков. Начиная с исследования и анализа окружения библиотеки, материально технической базы, фондов, анализа потребностей жителей микрорайона и жителей города. Также – выявление компетенций сотрудников филиала. Это начальная, отправная точка.

Затем идёт дизайн-концепция с описанием всех функциональных зон. Хочу обратить внимание, что, когда разрабатывается дизайн-концепция, мы должны всё «связать». Если мы запланировали мероприятия, они должны отвечать требованиям жителей этого района. Потом идёт подробнейший план мероприятий. Чем подробнее расписать, тем больше баллов можно набрать. В 2022 году мы будем создавать модельную библиотеку, и на 2023 год у нас уже есть помесячные подробные планы – наименование мероприятия, дата, место и возрастная категория участников, для кого это мероприятие, на кого оно ориентировано. Благодаря этому тоже набираются высокие баллы.

 В концепцию модернизации закладывается и планируемое пополнение книжного фонда. Если в год создания модельной библиотеки финансирование пойдёт за счёт нацпроекта, то в последующие три года это обязанность муниципалитета, здесь как раз и должно складываться софинансирование, это обязательное условие. Важным условием является то, что пополнять фонд нужно не менее чем на 5% от общего количества единиц фонда на данный момент. Затем идёт план повышения квалификации сотрудников. Необходимо указать либо высшее учебное заведение, либо какое-то учреждение, у которого есть право проводить курсы повышения квалификации.

 И большой пласт работы занимает, конечно, смета и обоснование статей сметы. У нас малая библиотека, это 5 000 000 рублей. Как раз смета – это комплектование фондов, приобретение мебели, элементов декора, компьютерного оборудования, техники для проведения массовых мероприятий, оборудования для лиц с ограниченными возможностями здоровья. У нас рядом – коррекционная школа, и нам это действительно необходимо, так как мы с ней очень плотно работаем. Также это проведение текущего ремонта.

Есть ещё обязательное условие, чтобы все специалисты библиотеки имели удостоверения о повышении квалификации за последние пять лет, чтобы сама библиотека имела какие-либо награды, благодарственные письма, поощрения за участие в социально-значимых проектах. К слову, в прошлом году два проекта в нашем филиале стали победителями конкурса Общественного совета Госкорпорации «Росатом».

– Мы видели примеры будущего дизайна библиотеки. Кто занимался его созданием и к чему Вы стремились в первую очередь?

– Мы со специалистами проговаривали и техническое задание, и специфику филиала. Были учтены все моменты. В филиал приходят люди разных возрастов. У нас есть универсальный большой зал, где располагается книжный фонд. Этот зал у нас сейчас разбит (мы и хотели сделать это как городскую гостиную) на 6 зон: входная зона, читальная зона – здесь у нас расположены библиотечные кафедры, где ведётся выдача и приём литературы, запись читателей, есть открытый книжный фонд и будут размещены выставки литературы. Также есть «рабочие зоны»: в одной можно проводить мероприятия, встречи, другая – закрыта стеллажами, там расположены оборудованные компьютерные места с выходом в интернет.

Есть детский отдел – небольшое пространство для детей. Мы сразу проговорили, что в целом нам не нужны яркие, «кричащие» цветовые решения, чтобы не «отпугнуть» наших постоянных читателей. Но сам детский отдел будет действительно яркий, весёлый, потому что там, помимо книг, будут проводиться и мероприятия для детей, и мастер-классы, и встречи.

Также есть зоны отдыха, зоны общения, где можно спокойно посидеть, пообщаться и просто почитать литературу. А зона хранения и техническая зона – это, как раз, служебные помещения. Поэтому всё распределено достаточно функционально, чтобы могли ребёнка занять, допустим, на мастер-классе, а родители могли бы поучаствовать в литературной встрече, клубной встрече, потому что на базе филиала также проходят клубные мероприятия, есть клубы.

К чему мы стремились? Ну, наверное, создать современную культурную площадку, в которой, с одной стороны, остались традиции – хранить и выдавать книги, а с другой – переориентированную на новые культурные, информационные, интеллектуальные запросы. Но самое главное, что нас ждёт впереди – реализация этого проекта, освоение федеральных средств. Я думаю, здесь будут тоже определённые трудности, поэтому самое главное, большое и глобальное у нас впереди.

– Мы надеемся, что этот этап пройдёт гладко и без проблем! Как, по Вашим прогнозам, может измениться посещаемость вашей библиотеки после модернизации?

– Конечно, посещаемость филиала увеличится, это безусловно. Людям будет интересно, что же там сделали. У нас и сейчас хорошая посещаемость, но мы хотим молодёжь подтянуть. Это сложная аудитория, которую нужно именно привлекать, чтобы они своё свободное время могли потратить на то, чтобы прийти в библиотеку. Чтобы они приходили к нам либо за помощью, либо за общением, либо просто инициировали какие-то свои мероприятия. Мы идём им навстречу, чтобы молодёжь у нас была.

– Какой на Ваш взгляд должна быть библиотека сегодня, чтобы быть максимально востребованной, и какими компетенциями должны обладать её сотрудники?

– Конечно же, сейчас библиотека – это не только место, где только выдают книги. В современном мире невозможно оставаться в том старом виде. Я думаю, современная библиотека – это уютный, комфортный «дом». Место, где можно общаться или просто находиться. Мне очень нравится фраза Нила Геймана, что «библиотека – это свобода, свобода читать, свобода общаться, это образование (которое не заканчивается в тот день, когда мы покидаем школу или университет), это досуг, это убежище и это доступ к информации». Можно ещё добавить, что это актуальный, обновлённый книжный фонд. Я не перестаю говорить, что книжный фонд обязательно должен быть оснащён современными произведениями. Классика важна и нужна, но мы должны идти в ногу со временем.

Если говорить о компетенциях сотрудников, это наличие профессиональных знаний. Библиотекарь должен быть коммуникабельным, обладать нормами культуры общения, быть внимательным по отношению к читателям. Хотелось бы, чтобы у всех сотрудников было желание профессионально расти. Мы всё делаем для того, чтобы наши сотрудники имели такую возможность. Чтобы были инициативными, креативными, имели желание учиться, были готовы участвовать в реализации новых проектов. Эти качества можно перечислять, я назвала те, которые на сегодняшний день мне кажутся особенно важными.


Беседовала Виктория Прохорова