Инна Нуждина: “Танец – это и радость преодоления, и бесконечное совершенствование”

Герой этого интервью - руководитель народного хореографического коллектива "Гелла" Центра культуры и досуга ВНИИЭФ города Саров Инна Сергеевна Нуждина.

Знаю, что Ваш путь в мире танцев начался ещё в юношестве. Расскажите, как всё начиналось?

В выпускных классах школы я занималась в тренажёрном зале в клубе “Здоровье”, там проводили соревнование по фитнесу, в котором я участвовала, и на этапе подготовки сольного танца я познакомилась с Лилей Кузнецовой, которая занималась в “Гелле” у Ирины Дудоровой в ДК “Авангард”. К тому времени Ирина по личным обстоятельствам распустила коллектив. Лиля решила возродить “Геллу” на базе Центра культуры и досуга ВНИИЭФ, сделала новый набор. И я пришла в этот коллектив.

Думали тогда, что танец станет делом всей жизни?

Так как я училась на кафедре прикладной математики, то представляла, что буду работать во ВНИИЭФ. Так и получилось. Я никогда не думала, что буду ставить танцы, проводить классы и руководить хореографическим коллективом. Относилась к занятиям танцами как к хобби. Но когда в 2002 году встал вопрос о том, кто будет руководить коллективом, и я согласилась, с тех пор моё отношение поменялось.

Как Вам, несмотря на загруженность, совмещение двух работ, удаётся оставаться вдохновлённой на новые постановки?

Я думаю, как раз благодаря двум работам и удаётся. Перемена занятия – это отдых. На основной работе мозг переключается, отдыхает от хореографии. И, к счастью, сейчас в коллективе работает педагог-репетитор Кристина Мурзина. Мне удается делегировать ей проведение части классов и мне остаётся больше времени на постановки.

Расскажите, пожалуйста, об истории вашего коллектива. Почему именно такое название?

Когда я пришла в коллектив в 1996 году, название уже было, поэтому я не могу сказать, почему было выбрано именно это название. Гелла – это имя ведьмы из романа Булгакова “Мастер и Маргарита”. Можно предположить, что он позаимствовал это имя из греческой мифологии (миф о Гелле и её брате-близнеце Фриксе, Геллеспонт – море Геллы – античное название пролива Дарданеллы). Так что в любом случае, это женское имя. Поэтому, когда в 2015 году в коллективе появились юноши, я предложила сменить название, но общим голосованием решили оставить историческое.

Как удаётся сохранять боевой дух коллектива во время самоизоляции и невозможности танцевать вместе?

Мы занимаемся дистанционно, провели марафон по растяжке, выполняем дома классы и домашние работы (участники присылают мне видео), сделали клип про наше существование на самоизоляции.

Хотели ли бы, чтобы ваши дети пошли по Вашим стопам?

Нет, у каждого свой путь. Дети должны делать то, что интересно им, а не мне.

Вы часто посещаете театры, смотрите постановки, балеты. За весь Ваш зрительский опыт что больше всего запомнилось?

Мне очень понравился в Мариинском театре “Щелкунчик” в сценографии Михаила Шемякина, обязательно постараюсь посмотреть ещё раз. Нравятся постановки балета Бориса Эйфмана и театра “Балет Москва”.

Что для вас танец – способ познания себя, способ самовыражения, общения с миром или что-то другое?

Всё это вместе. Танец – это язык тела, с помощью которого можно выражать эмоции, вызывать эмоции, доносить свои идеи, заставлять задуматься. Это и тренаж, и выработка силы воли, и работа со своими телесными ограничениями, и радость преодоления, и бесконечное совершенствование.

Какие неочевидные вещи Вы для себя открыли, занимаясь танцем?

Это сложный вопрос. Наверное, самое главное моё наблюдение – это то, что через тело можно воздействовать на эмоциональное состояние человека. После занятия очень хорошо себя чувствуешь, прямо крылья вырастают.

Как считаете, какому творческому кредо должен следовать каждый танцор?

Никогда не останавливаться в своём развитии, всё время учиться, совершенствоваться.

Что, по Вашему мнению, общего и разного между артистом-танцовщиком и хореографом?

Они разговаривают на одном языке, любой хореограф обязательно раньше был танцовщиком. Не обязательно быть хорошим исполнителем, чтобы быть хорошим хореографом, это другой талант.

Что самое главное в работе хореографа?

В любой профессии главное – любить то, что ты делаешь.

Кто из танцовщиков для вас всегда был и будет “эталоном”, до которого никому не дотянуться?

Талантливых танцовщиков очень много, как и хореографов. В каждом направлении свои звёздные имена. Эталона нет.

Однажды я услышала фразу: “Вот она – сила искусства!” Как считаете, на что способна эта сила?

Искусство способно вызывать эмоции, мысли. По большому счёту, способно управлять людьми.


Беседовала Елизавета Юдакина, корреспондент-волонтёр интернет-портала “Культура атомных территорий” в ЗАТО Саров.

Фото из личного архива Инны Нуждиной.