В минувшем, 2019 году лаборатории Театра Наций прошли сразу в пяти городах атомной отрасли: Озёрске (на базе Театра драмы и комедии “Наш дом”), Новоуральске, Заречном (Пензенской области), Северске и Железногорске, став одним из знаковых событий их культурной жизни. В нынешнем году первый этап проекта вновь состоялся в Озёрске, но на этот раз – в пространствах Театра кукол “Золотой петушок”.

Лаборатории начались 18 февраля мастер-классом по теневому театру “Создание теневой куклы” от Фольклорного театра “Учёный медведь”. Уникальный театр в 2002 году создали брат и сестра Андрей и Серафима Пронькины.

В своём театре они сами изготавливают кукол, разыгрывают кукольные спектакли и постановки театра теней. Причём и музыкальную составляющую Андрей и Серафима создают сами с использованием русского инструментального и песенного фольклора и фольклорных традиций народов мира. Истоки театра теней есть в культурах многих стран, но сегодня традиции теневого театра требуют бережного сохранения и развития. С наследием одного из самых необычных театральных жанров в Озёрске соприкоснулись маленькие посетители здешнего Театра кукол.

Вторым мероприятием лабораторий в Озёрске стала лекция “Способы взаимодействия с детьми вокруг спектакля”, которую 20 февраля в “Золотом петушке” прочла Светлана Озерская, режиссёр, театральный педагог, один из основателей театра пластики рук “HAND MADE” и создатель театрального проекта “Круглый год”, в репертуаре которого – постановки преимущественно в жанре театра кукол. Светлана поделилась с коллегами из Озёрского театра кукол своим опытом в вовлечении маленьких зрителей в контекст постановок и рассказала о творческом инструментарии, который можно для этого использовать.

Негласным итогом Творческих лабораторий в атомградах считается показ эскиза спектакля, работа над которым по условиям проекта ведётся в течение всего нескольких дней. Главными генераторами процесса становятся специально приглашённые для работы в лабораториях молодые режиссёры. В их задачу входит не только разработка концепции, но также репетиции с местными актёрами и презентация зрителям некоего фрагмента, который в перспективе может вырасти в полноценную репертуарную постановку.

Режиссёром стал выпускник Театрального института им. Б. Щукина и Высших курсов сценаристов и режиссеров, основатель “Творческого Объединения 9” Иван Пачин. Художник-сценограф – Анастасия Шафикова, выпускница РГИСИ, которая в качестве художника-постановщика работала над спектаклями в Мариинском театре, Луганском театре русской драмы им. Луспекаева, Национальном театре Карелии.

“Я люблю лаборатории – это всегда новый опыт, знакомство с новыми людьми. Никогда не знаешь, что получится. Здесь ты ближе к артистам, чем в работе, которую приезжаешь делать до конца. Вы не знаете, что будет и я не знаю, что будет, – рассказал Иван Пачин. – Лаборатория классная вещь, если легко талантливо, выполнять свою работу и стараться придумывать. Мы должны сделать что-то особенное”.

22 февраля публика в Озёрском театре кукол увидела разработанный Иваном и Анастасией и воплощённый местными актёрскими силами эскиз спектакля по рассказу “Глаз Волка” Даниэля Пеннака.

“Мне очень понравился рассказ: замедленный темп, немножечко философский, похожий на притчу. Что такое глаз, который смотрит? Где мы находимся, со стороны Волка или со стороны мальчика? А где находится зритель? Что мальчик делает в зоопарке? Почему он остановился около Волка? История необычная, странная… Хочется сделать что-нибудь интересное. Чтобы мы делали сами. Вместе. Чтобы мы все были создателями спектакля. Не знаю, победим или проиграем, но знаю точно, что надо идти вперед” – поделился настроем режиссёр-постановщик.

… И сделать это, кажется, получилось. По крайней мере, зрители (а их было от мала до велика) устроили творческой команде очень тёплый приём, а действие по окончании показа самого эскиза перешло в горячее двустороннее обсуждение увиденного.

Знаменитый российский театральный критик Владимир Спешков, также побывавший на спектакле, написал на своей страницы в Facebook:

Думаю, что все участники и свидетели (на сцене и в зрительном зале) того эскиза, что стал финалом лаборатории в театре кукол “Золотой петушок” закрытого города Озёрска пережили неповторимое эмоциональное и эстетическое впечатление. Режиссёр Иван Пачин, художница Анастасия Шафикова и актёры озёрского театра свой эскиз по рассказу Даниэля Пеннака “Глаз Волка” создали за считанные дни (буквально четыре), но в нём была увлекательная история про путешествие в пространстве и времени, про одиночество и непростой поиск родственной души, про жизнь и даже смерть. У эскиза был яростный ритм и настоящая страсть, как в первый и последний раз играли (и правда ведь).

Режиссёр и художница не делают радикальных открытий, в истории театра кукол все предлагаемое ими, конечно, было, но вот в творческой практике озёрского театра и его актёров всё это впервые. И актёры поверили (пусть не все и не сразу) постановщикам, и, думаю, получили бесценный опыт, который не может не сказаться на будущих спектаклях “Золотого петушка”. Как и опыт всей этой лаборатории, в которой кроме финального эскиза была еще серьезная образовательная, просветительская программа (источник).